Ли-2 -> Транспортный
Двухмоторный пассажирский самолет (14-21 пассажир) при
четырех членах экипажа (летчики, радист, стюардесса) - воспроизведение
американского самолета Дуглас DC-3, но с переводом в метрические меры
всех его размеров и толщин материала и с тщательным пересчетом всех
элементов конструкции по нашим мерам прочности (которые и сами были при
этом уточнены в части гражданских самолетов). От этого масса немного
возросла, но безопасность повысилась. Переработкой чертежей
применительно к отечественной технологии и переводом размеров с дюймов
на миллиметры руководил В.М.Мясищев ; подобную работу не смогли провести
фирмы Фоккер и Мицубиси, также закупившие лицензии на производство
самолета DC-3 и вынужденные проводить лишь сборку самолетов из
агрегатов, привезенных из США. С середины 1938 г. на наших заводах было
начато внедрение и серийное производство этого самолета по лицензии с
обозначением ПС-84, а с сентября 1942 г. - Ли-2 (по имени главного
инженера завода Бориса Павловича Лисунова, руководившего внедрением).
Впервые в СССР был применен плазово-шаблонный метод производства для
крупной серии. Самолет хорошо себя зарекомендовал как пассажирский и
транспортный, имел широкое распространение, отличался надежностью,
экономичностью и простотой в эксплуатации. Он применялся в Великой
Отечественной войне для самых разнообразных перевозок на фронте и в
тылу. Отдельные Ли-2 применялись до 80-х годов. Вообще его прототип DC-3
- один из наиболее долговечных самолетов мира. Самолетов Ли-2 за два
десятка лет было выпущено в СССР несколько тысяч. В пилотировании
самолет хотя и не идеален, но прост и приятен. Летчики о самолете Ли-2
говорили: "...не надо только мешать ему лететь". Конструкция Ли-2 -
цельнометаллическая из Д16 с полотняной обшивкой рулей и элеронов. В
первом варианте в самолете было 14 пассажирских мест. Потом, во втором
варианте, число пассажирских мест было увеличено до 21. Фюзеляж -
полумонокок стрингерного типа с относительно тонкой обшивкой, усиленной
многочисленными легкими стрингерами-угольниками. Их 42 по периметру
миделя фюзеляжа, частично прерванных окнами, входной дверью и грузовым
люком. Шпангоутов в фюзеляже 48, в основном легких рамных, листовых;
узловые - коробчатые. Толщина обшивки фюзеляжа в основном 0,6 и 0,8 мм,
в немногих местах 1,0, 1,2 и 1,8 мм. Стрингеры пропущены через прорези в
шпангоутах и приклепаны одной заклепкой отгибам листов шпангоутов. Такая
конструкция обеспечивала наименьшую массу на 1 кубический метр объема
фюзеляжа. Крыло профиля NACA-2215 - трехлонжеронное. Лонжероны
двутавровые, с листовой стенкой и с полками, образованными парой
фасонных профилей. Обшивка центроплана - в среднем 1,0 мм, по верхней
стороне между лонжеронами - усиленная продольным гофром, по нижней
стороне - съемная на болтах для возможности установки топливных баков
(сварных) из листов АМц толщиной 0,8 мм. Обшивка консолей - 0,8 и 0,6
мм, усиленная многочисленными стрингерами. Конструкция мотогондол - по
типу фюзеляжной. Моторамы и элементы шасси из труб (сталь 30ХГСА).
Колеса 1200х450 мм. Уборка и выпуск шасси от гидросистемы, хвостовое
колесо размерами 600х250 мм не убирается. Ширина колеи шасси 5,63 м.
Двигатели АШ-62ИР с винтами АВ-7Н-161 или АВ-7НЕ-161. Мощность взлетная
1000 л. с., номинальная на земле 820 л. с., номинальная на высоте 1500 м
840 л. с., эксплуатационная 738 л. с. Запас топлива максимальный 2320 кг
(для дальности 2500 км), нормальная дальность 1100 км при платной
нагрузке 1200 кг. Центровка 17,7% - 23,3% САХ. Рейсовая скорость 220
км/ч. Взлетная дистанция до набора высоты 25 м составляла 1300 м.
Самолет Ли-2 имел несколько модификаций-вариатов, в которых контуры,
размеры и конструкция оставались без изменений (кроме деталей
оборудования и вооружения), а менялась лишь нагрузка. Отделки кабины и
пассажирских сидений не было, самолеты были транспортные.
|
|